Техника

  • Сергей Семёнов – один из основателей ООО «МегаРекс», крупнейшего специализированного поставщика оборудования для перегрузки и переработки лома в России.
    Без малого 20 лет поставляет немецкие машины для перегрузки лома ATLAS. Опыт аренды перегружателей и оказания услуг по перегрузке и переработке металлолома.

Стоимость перегрузки тонны лома или критерии подбора перегружателя

Занимаясь поставками перегружателей для металлоломных компаний с 2003 года, хотелось бы поделиться своим опытом и видением перегрузки лома, а именно, уделить внимание основным критериям выбора эффективного перегружателя.

Металлоломный бизнес, особенно в России, это одна из самых захватывающих отраслей экономической деятельности. За неполных 20 лет наш рынок лома поменялся полностью и несколько раз. От полной ориентации на экспорт и доминирования крупных иностранных трейдеров до запретительных экспортных пошлин. И кто сейчас вспомнит Кусакоски, Стену или Дюферко. От повальной игры металлургов в вертикально-интегрированные холдинги, до закрытия основного количества площадок или продажи металлоломных активов. От бухгалтерии в тетрадке или на бересте до платежных автоматов и моментальных переводов, и даже полного отказа от кассиров. От максимального «человеческого фактора» до машинного зрения при выявлении ВОПов.

Так и с перегружателями ситуация полностью поменялось от практически 100%-го б/у рынка из Европы, до введения утилизационного сбора в 2016 году, после чего импорт техники старше 3-х лет подпадает под запретительные пошлины, либо осуществляется не в полном соответствии с законодательством, когда все риски ложатся на металлоломную компанию, и, в результате чего, рынок перешёл на новую технику.

Особенностей рынка лома огромное количество и одна из важнейших, по моему мнению, это то, что на «профессионального металлоломщика» нигде не учат, соответственно, и знания, технологии, подходы, организационные структуры и т.п. не являются дисциплиной, заложенной в университете, они создаются самими людьми и передаются при обмене опытом. В отличие от заграничных рынков, где часто компании работают во втором-третьем поколении, и где многие делают «как папа учил», наш рынок особенно интересен именно тем, что поколение «отцов-основателей» на своём опыте, путём проб и ошибок, креативности и неумной энергии создает свои новые подходы и технологии, формируя рынок. В связи с этим работа людей, объединяющих участников рынка, у нас особенно важна и я хочу поблагодарить Руслом.ком, и Виктора Ковшевного лично, а также Таурус Моторс за проведения регулярных форумов, где происходит передача опыта и знаний, и, в результате, мы все вместе становимся сильнее.

В далеком 2004 году финская компания по оказанию погрузочных услуг обратилась ко мне с предложением сделать общий проект по перевалке лома для одного из крупнейших экспортеров на тот момент: они поставят «большой» 100-тонный перегружатель, а я «маленький» 35-тонный ATLAS. Что-то в этом проекте не пошло, и он не сложился. Я попросил разрешения у своего партнера предложить свою технику напрямую и, получив одобрение, встретился с клиентом. В процессе обсуждения мы решили оставить «большой» 35-тонный перегружатель для приемки ж/д вагонов и формирования куч склада, и «маленький» 20-тонный ATLAS для отгрузки автомобилей.

Клиент сравнил предложения и понял, что все расходы на один из перегружателей будут ему стоить дешевле, чем одно лишь топливо на 100-тонный перегружатель от финской компании, и мы договорились. На мой аргумент, что 100-тонный перегружатель позволяет сделать кучи намного выше, ответ был следующий: «Им работать с машинами неудобно, и у нас хватает площадей. Высоты складирования в 15 м, которую делает 350-ый ATLAS, более чем достаточно. Пускай партнёр идёт к соседу, у которого площадка маленькая и он вечно заваливается, там и делает горы, если порт разрешит».

Мне повезло и мое первое столкновение с ломом и перегружателями было аренда, а не продажа.

В продажах учат акцентировать внимание на бренде, цвете, климат-контроле, скорости поворота башни или как «бесплатно» отвести на Бауму технического директора и т.п. В арендном же бизнесе очень быстро пришло осознание того, что на самом деле клиенту важен не столько перегружатель, сколько перемещение лома из пункта «а» в пункт «б» за минимальные деньги.

Клиент получает деньги за проданную тонну лома, и чем меньше его расходы на перегрузку и перегружатель, тем больше он зарабатывает. Когда мы начали продавать оборудование, чтобы быть успешными и работать с клиентами долгие годы, мы поставили во главу принцип продавать нашим клиентам то оборудование, которое приносит им больше денег. Именно расходы на перегруженную тонну являются универсальным и самым важным критерием для собственников бизнеса при оценке эффективности перегружателя.

Со временем при рекомендации клиентам грузоподъемной техники мы выработали для себя два золотых принципа: «Чем меньше раз мы касаемся лома, тем меньше мы тратим на его перегрузку» и «Когда перегружатель ездит по площадке, он тратит деньги, а когда грузит лом – зарабатывает».

Важно четко сформулировать задачу, стоящую при перевалке лома. Учесть какие объёмы, на какой площади и сколько надо складировать, какие транспортные средства, пресс-ножницы и т.д.

Чем точнее поставлена задача, тем легче подобрать перегружатель, удовлетворяющим требованиям наилучшим, наиболее эффективным и наименее затратным способом.

  • Например, грузить и разгружать тонар можно сбоку перегружателем с вылетом 10-16 м, но если на площадке хранится много материала и проезды ограничены, то намного эффективнее (а иногда это единственный способ) разгружать ломовоз сзади, и тогда понадобится перегружатель с вылетом 18 м, такой как ATLAS 350 MH, чтобы достать лом по всей длине кузова, иначе придётся переставлять машину.

  • Нет идентичных металлоломных площадок. Каждая площадка уникальна и у неё есть ключевые моменты. Иногда нехватка вылета в 1-2 метра потребует дополнительной перегрузки и, в итоге, сильно удорожит расходы на проданную тонну. Если задачи или площадки регулярно меняются, то лучше использовать более универсальную технику.

    Так, при регулярных отправках перегружателя на демонтажные объекты лучше выбрать машину в габарите, но с более мощным шестицилиндровым двигателем, такую как ATLAS 200 MH, чтобы дёшево перевозить и справляться с тяжелым демонтажным ломом.

  • А, например, в Казани, где время от времени возникает необходимость отгрузки «водой», при выборе перегружателя на площадку следовало бы рассмотреть чуть больший, с вылетом 18 м.

Потребление топлива – один из важнейших факторов расходов. Перегружатели работают тысячи часов в год, и экономия нескольких л/час уменьшает расходы на сотни тысяч или даже миллионы рублей в год. Если в автомобилях потребление топлива очень сильно зависит от «дружбы» двигателя и коробки передач, то в перегружателях важна «дружба» двигателя и основного гидравлического насоса. За без малого 70 лет сотрудничества с одними и теми же поставщиками этой пары, ATLAS добился огромных успехов в топливной эффективности. Базовым принципом является использование более мощных двигателей с большим объёмом, чем у конкурентов, в результате чего при больших нагрузках со стороны гидравлики двигатели на ATLAS подвергаются меньшим нагрузкам и работают на меньших оборотах.

Огромным шагом в сокращении расходов при работе с крупным перерабатывающим оборудованием является использование перегружателей с электрическими двигателями. Результаты совместной работы поставленных нами перегружателей ATLAS в связке с крупными ножницами (≥1000 т) показывают колоссальное снижение расходов.

Следующий шаг в уменьшении расходов на топливо – это использование перегружателей на батареях, и ATLAS уже создал самый большой в мире перегружатель на литиевых батареях. Первая машина более года успешно работает на комплексе сортировки отходов в Гамбурге, но это только начало захватывающего пути.

Немаловажными факторами при формировании расходов на эксплуатацию перегружателей, а следовательно, и на расходы на тонну, является совокупность критериев, которые можно назвать «открытостью бренда». Есть бренды, строго запрещающие использование неоригинальных масел или дополнительного оборудования, пытающиеся усложнить конструкцию запчастей или максимально спрятать информацию об OEM производителе.

Позиция же ATLAS такова, что они намеренно не срывают шильд своих поставщиков, например, на двигателе или гидравлике, и таким образом, оставляют конечному пользователю право выбора поставщика. Нам, как дилеру, это сильно не нравится, но держит в тонусе. Мы понимаем, что необходимо постоянно поддерживать свою конкурентоспособность – как по ценам, так и по срокам поставки.

Простая вещь – на кабине ATLAS нет изогнутых стёкол. В общем-то какая разница, но в одном случае клиент при желании может заказать стекло в местной мастерской, а в другом ему придётся ждать поставку от производителя кабин. Когда мы только пришли с ATLAS на рынок России продавцы перегружателей навязывали немецкие магнитные шайбы ценой в 3 раза дороже, сейчас же является стандартом использование российских шайб, которые мы первыми согласовали с ATLAS в далеком 2004 году. 

Необходимо отметить важный факт, что металлоломный бизнес очень «шустрый» и бывают моменты, когда стоимость перевалки не имеет никакого значения.

Тем не менее, в долгосрочной перспективе более низкая стоимость перегрузки проданной тонны лома позволяет нашим клиентам конкурировать на непростом металлоломом рынке, а для нас является главной целью и ключевым фактором оценки успешности и эффективности перегружателей и своей работы как поставщика.

Есть вопрос или предложения?

Оставьте контактные данные
и наш специалист свяжется с Вами!

* Нажимая кнопку «Отправить» вы подтверждаете свое согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.